Погружение 2.

Продолжим наше движение на Восток по проспекту Независимости в направлении нового здания Национальной библиотеки, которое мы начали в прошлом выпуске справочника “Minsk In Your Pocket”. От Октябрьской площади, где мы остановились в прошлый раз, спустимся к пересекающей проспект Независимости улице Янки Купалы и остановимся напротив недавно реконструированного здания Белорусского государственного цирка.
Возведение нового здания Цирка (арх. В. Жуков) началось 30 октября 1954 года на пересечении проспекта Независимости и ул. Я. Купалы (старое здание сгорело во время бомбежки в самом начале Великой Отечественной войны). Первоначально его хотели строить на окраине Минска, но благодаря стараниям оперной примы Ларисы Александровской, которая являлась большой поклонницей цирка, оно было построено в центре города. Строительство цирка было завершено в 1958 году, а его торжественное открытие состоялось 11 февраля 1959 года. В то время это был самый большой и красивый цирк в Советском Союзе. Перед открытием цирка было принято решение создать оригинальную программу. Для этого на должность художественного руководителя был приглашен известный цирковой артист Евгений Милаев, супругой которого была дочь тогда еще будущего генерального секретаря СССР Галина Брежнева. Именно она уговорила звезду немого кино и знаменитую театральную и цирковую художницу Анель Судакевич принять участие в работе над новой программой, которая, по свидетельствам зрителей, получилась очень красивой и зрелищной.
Напротив Цирка на другой стороне Проспекта расположен сквер Янки Купалы. Именно здесь ярко проявляется прелесть проспекта: она состоит в сочетании открытых и озелененных пространств с монументальными зданиями. В сквере стоит отклониться от основного маршрута и погулять. В правом углу сквера, при входе в него с проспекта Независимости, расположен памятник народному поэту Беларуси Янке Купале, который хорошо виден с проспекта. Недалеко расположены скульптурные композиции Фонтана, выполненные скульптором А. Аникейчиком. Говорят, когда он лепил девушек для фонтана, с каждой комиссией, утверждавшей окончательный вариант, то вынужден был уменьшать их «габариты», делал скульптурам, так сказать, липосакцию — комиссия говорила, что, мол, девушки хороши, но слишком «секси». После нескольких комиссий набралось несколько центнеров удаленного пластилинового «целлюлита». После открытия Фонтан стал одним из популярнейших мест встреч влюбленных нашего города. К сожалению, с 2011 г. чаша фонтана пустует: после зимы водомет, вследствие поломки, не удалось запустить, и сейчас фонтан ожидает капитальный ремонт и реконструкция.
Если вы пересечете сквер, двигаясь от проспекта, то увидите недавно отреставрированный Театр Оперы и Балета (арх. И. Г. Лангбард, 1936). После значительных повреждений, полученных во время войны (немцы там держали лошадей), Театр был восстановлен 1948 году. Существует местный вариант легенды о Призраке Оперы: говорят, что кто-то из немцев остался жить в подвалах Театра, питался крысами, и его мумию якобы нашли при предпоследней реконструкции.
Здесь же проспект пересекает реку мост через Свислочь (арх. М. Парусников и Г. Баданов). С него открываются прекрасные виды на реку и набережные: по правую сторону с моста виден зеленый массив Парка им. М.Горького, бывшего Губернаторского сада, а с видом по левую сторону моста был известный случай, зафиксированный собирателем минских историй М.Володиным: «На берегу Свислочи, у подножия здания штаба Белорусского военного округа, стоит каменная беседка. Как и многие другие минские строения сталинского периода, беседка несет на себе отчетливый след античности. Ротонда, в общем. Больше о ней было бы и нечего сказать, если бы в 1981 году белорусские коммунисты не праздновали 60-летие партии. Одним из пунктов программы празднований было издание красочного альбома с видами столицы советской Белоруссии.
Альбом был выпущен пятидесятитысячным тиражом
на отличной импортной бумаге. Говорят, что денег на него не жалели, и потому получился он действительно впечатляющим. Тем громче оказался связанный с ним скандал. Точнее не с ним, а со злополучной беседкой. На панораме набережной Свислочи в альбоме можно было отчетливо различить не только античное сооружение, но и троих жителей столицы, непринужденно расположившихся под его сводами. Один из них, далеко запрокинув голову, что-то пил прямо из горлышка, двое других ждали своей очереди. Бутылку попытались заретушировать. Результат получился и вовсе плачевным: теперь на снимке в беседке стояли трое, один из которых агитировал двух других явно не за Советскую власть. Тираж пустили под нож, художественного редактора уволили, фотографа долгое время отказывались публиковать в Белоруссии. А уцелевшие от уничтожения альбомы
сегодня считаются настоящими раритетами».
Дальше по ходу проспекта следует завершающая центральную часть Проспекта Площадь Победы (до сооружения монумента Победы в 1954 году площадь носила название Круглая, как ее и поныне называют иногда по старой памяти). Великолепный ансамбль составляют пространство площади, окружающие ее здания и сооружения, а также главный акцент и достопримечательность — Монумент Победы в самом ее центре (арх. Г. Заборский, В. Король и скульпторы З. Азгур, А. Бембель, А. Глебов, С. Селиханов). Архитектурный ансамбль площади начал формироваться еще до войны. В 1938 году началось строительство двух дугообразных жилых домов, на которых сейчас красуется надпись «Подвиг народа бессмертен». Сейчас в ее центре установлен 38-метровый обелиск, увенчанный орденом Победы, посвященный воинам и партизанам, павшим в боях с фашистами. Открытие памятника состоялось в 1954 году и было приурочено к 10-й годовщине освобождения Беларуси от немецкофашистских захватчиков. Четыре грани постамента обелиска украшают бронзовые горельефы «9 мая 1945 года», «Советская Армия в годы Великой Отечественной войны», «Партизаны Белоруссии», «Слава павшим героям».
Продолжим наше движение по проспекту Независимости по направлению к новому зданию Национальной библиотеки Республики Беларусь. Следующая площадь минского каскада по оси «Запад – Восток» — площадь Якуба Коласа, расположенная на месте исторической Комаровки — деревушки, давшей впоследствии название Комаровскому рынку. Изначально площадь так и называлась — Комаровской, и лишь в 1956 г. получила свое нынешнее название в честь народного поэта Беларуси Якуба Коласа. Формирование площади началось в 30-е годы прошлого века с реконструкции пространства, занятого одноэтажными деревянными жилыми домами, магазинчиками и кустарными мастерскими. В 1939 г. завершилось строительство здания Института физической культуры (просп. Независимости, 51) по проекту архитекторов А. Воинова и А. Брегмана, долгое время остававшегося единственным многоэтажным каменным строением прилегающей к площади застройки. Центральные городские транспортные магистрали — проспект Независимости (ранее просп. Ленина, просп. Скорины) и улица Я. Коласа — предопределили прямоугольную форму площади и установили ее нынешние размеры — она занимает около 5 гектаров минского городского пространства. Площадь Якуба Коласа интересна тем, что здесь впервые в Минске для формирования одного из важнейших городских архитектурных ансамблей были использованы силуэты производственных зданий — Полиграфического комбината им. Я. Коласа и минского завода вычислительных машин (архитекторы М. Шпигельман, С. Ботковский, И. Бовт, Л. Китаева). Построенные в 1955–1961 гг., эти здания являют собой единую композицию и обрамляют непрерывной линией площадь со стороны улицы Якуба Коласа. Расположение этих строений с башнями точно повторяет композицию Привокзальной площади Минска, и, хотя эти здания и лишены блеска привокзальных сталинских высоток, они также подчеркивают поперечную линию ул. Веры Хоружей, уходящую в направлении Комаровского рынка, к тому же перед нами одни из первых многоэтажных производственных корпусов города. В конце 50-х напротив здания Института физической культуры был построен 8-этажный жилой дом по проекту архитекторов С. Ботковского, Н. Шпигеля. Н. Маклецовой, на первом этаже которого был открыт ресторан «На Росстанях», названный так в честь одноименного литературного произведения народного поэта. Жилые дома со стороны нынешнего проспекта Независимости появились на площади в 1960 г. Гастроном «Столичный», крупнейший в то время продовольственный магазин в республике, расположился на первом этаже одного из них, а в 1963 г. к архитектурному ансамблю площади добавилось здание Белорусской государственной филармонии (архитектор Г. Бенедикт) и, наконец, в 1964 г. на площади появилось здание ЦУМа — самого большого универсального магазина в БССР на тот момент.
С 1962 по 1972 годы на площади стоял памятник Атому — дань популяризации физики и естественных наук в советском обществе. В 1972 году в центральной части площади в ознаменование 90-летия со дня рождения был установлен памятник народному белорусскому поэту Якубу Коласу. Памятник представлял собой скульптурную композицию, в которой доминировала центральная фигура сидящего на камне поэта, а по обе стороны от памятника располагались две скульптурные композиции — «Дед Талаш» и «Сымон-музыка» — герои литературных произведений Якуба Коласа. В центре площади был разбит сквер с фонтанами. Авторы ансамбля — скульптор З. Азгур, архитекторы Ю. Градов, Г. Заборский, Л. Левин.
Первоначально задачей архитекторов являлось расположение готовых скульптур на площади. Архитектор Л. Левин вспоминал позднее, что по утвержденному проекту Якуб Колас должен был сидеть на холме, а дед Талаш и Сымон-музыка должны были располагаться внизу у его подножия. Но оказалось, что на построенный постамент помещается только фигура поэта — его пропорции были увеличены на один метр, поскольку за скульптуры выше 6 метров авторам платили больше (пример предприимчивости белорусской художественной элиты в советские времена!). Старожилы Минска помнят, как производилась установка громадины памятника. Поскольку скульптура, включая постамент, была целиком металлическая, сборка ее производилась по частям — сначала установили основание, потом на площади поселились огромные ботинки и нижняя часть туловища и развлекали прохожих в течение нескольких дней, и наконец, великий белорусский поэт прочно занял свое место на одной из центральных минских площадей.
В заключение нашей прогулки приведем очень верную, как нам показалось, характеристику, данную Минску А. Клиновым в его проекте «Горад СОНца»:
«…настоящий Город Солнца должен был возникнуть далеко на Востоке — в центре империи Москве. Минск был только триумфальной аркой, воротами на въезде в Империю. […] Парадокс этой истории в том, что город-триумфальная арка стал более сильным эстетическим показателем Империи, чем ее настоящая метрополия. Москва так и не смогла преодолеть сопротивление ментального тела города и реализовать себя как главный алтарь советской Империи» (А. Клинов, проект «Горад СОНца»).
Здесь мы с вами остановимся на время и переведем дух, с тем, чтобы продолжить наше «погружение» в минскую городскую среду в следующий раз.